Музыкальные нотации уже несколько десятилетий рассматриваются как особое художественное явление и актуальный жанр в современной визуальной культуре. Их форма обладает удивительными свидетельствами звукового переживания творческой личности, сближая пластический «след», визуальную структуру звуко-извлечения с традициями абстрактного экспрессионизма и концептуальной культуры. Партитуры Нам Джун Пайка, Мортона Фелдмана, Яниса Ксенакиса, Джона Кейджа могут служить ярким примером особого зрения искусства композитора, сохраняющего в себе акустическую программу и визуальный процесс внутреннего развития звуковой драматургии.

В проекте будут представлены партитуры классического авангарда Карлхайнца Штокхаузена, Джона Кейджа, Яниса Ксенакиса, Луиджи Ноно, Мортона Фелдмана и Мортона Субботника, а также партитуры русской актуальной музыкальной школы – Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Владимира Мартынова, Сергея Загния, Владимира Тарасова, Павла Карманова, Бориса Гребенщикова. Проект «Визуальные партитуры» сопровождается концертами современной музыки и демонстрацией фильмов по истории музыкального авангарда. В рамках выставки пройдут лекция «Нотирование как актуальная образность в современной культуре» и визуально-акустическая инсталляция-перформанс «Возвращение» украинского композитора А. Шмурака.

Проект в целом будет не только представлять собой инсталлированное визуально-акустическое пространство как особую образность, но и осуществлять просветительские задачи в истории нотного письма и ведущих актуальных стратегий в области визуальной культуры. Зритель, попадая в пространство экспозиции, становится не только наблюдателем, но и участником проекта, включаясь в его интерактивные формы.

В рамках этой выставки зритель получает возможность не только слышать, но и видеть музыкальный образ как конструкцию, его динамику, его драматургическое развитие. Выставка позволит сопоставить самые различные стратегии исполнительской культуры и их формы визуальной фиксации.

При поддержке: Государственный мемориальный музей им. А.Н. Скрябина, Научно-творческий центр электроакустической музыки, Фонд Пауля Захера (Базель, Швейцария), Галерея Система

Организатор фестиваля:
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Соорганизаторы фестиваля: Международный фестиваль «TodaysArt» (Гаага, Нидерланды), Объединение «Выставочные залы Москвы»

 

22.10.2015
16.12.2015
Визуальные партитуры

В рамках международного фестиваля «Видеть звук», посвященного исследованию звука в современном искусстве.

Кураторы выставки: Стюарт Исакофф (США), Виталий Пацюков

Авторы: Антон Батагов (Россия), Алексей Даниил Германович (Сербия), София Губайдулина (Россия), Питер Максвелл Дейвис (Великобритания), Джейкоб Друкман(США), Сергей Загний (Россия), Павел Карманов (Россия), Джон Кейдж (США), Игорь Колесов (Россия), Бод Кордье (Франция), Джордж Крам  (США), Алексей Круглов (Россия), Янис Ксенакис (Франция), Владимир Мартынов (Россия), Михаил Матюшин (Россия), Луиджи Ноно (Италия), Кшиштоф Пендерецкий (Польша), Паоло Риччи (Италия), Никита Спиридонов (Россия), Игорь Стравинский (Россия/США), Евгений Стрелков (Россия), Андрей Суздалев (Россия), Иоган Тайле (Германия), Владимир Тарасов (Литва), Майкл Торке (США), Девид Дель Тредичи (США), Мортон Фельдман (США), Майкл Харрисон (США), Альфред Шнитке (Россия), Дмитрий Шостакович (Россия), Карлхайнц Штокхаузен (Германия), Дмитрий Шубин (Россия)