30 сентября

20:00

500 Р.

ГРАУНД Ходынка, Москва

GÜNTER MÜLLER / KURT LIEDWART / NORBERT MÖSLANG

JASON KAHN & SERGEY KOSTYRKO

ALEXEI BORISOV

Швейцария — аккумулятор и генератор финансового и культурного капиталов, в нее стекаются деньги со всего света. Во время Первой мировой войны сюда стекались активисты авангарда — стоит вспомнить хотя бы дадаистов, перебравшихся из Берлина в Цюрих. И кто бы мог знать, что опыты скромного химика Альберта Хофманна изменят весь мир и станут основой движения хиппи, музыкального и художественного всплеска активности шестидесятых и семидесятых. Члены Voice Crack — Норберт Месланг и Энди Гул — стоят на вершине горы: под их ногами горные кручи, снег и Европа. Они видят на несколько километров выше остальных европейцев, они как мифические герои из швейцарских сказок — недостижимые и загадочные. Такова оптика у музыкантов трио МКМ: у Гюнтера Мюллера (Günter Müller), за двадцать лет издавшего 70 дисков известнейших представителей импровизации, в том числе электроакустической, на своем лейбле For 4 Ears; у Джейсона Кана (Jason Kahn), за свою 40-летнюю карьеру сменившего ударные на электронику, лэптоп, полевые записи, модулярный синтезатор и снова вернувшегося к использованию ударных и работающего в последнее время с голосом; у Норберта Месланга (Norbert Möslang), такое же количество лет работающего с cracked everyday-electronics — взломанной бытовой электроникой, благодаря звучанию которой он избавился от акустических инструментов и в конце семидесятых полностью переключился на электронику. Как правило, самопальную или ту, что не вызовет у обычных музыкантов мысли как-то ее использовать — например, пульты дистанционного управления.

 Mikroton Recordings проводит фестиваль, посвященный швейцарской шумовой и импровизационной музыке. Четырехдневный фестиваль состоится в конце сентября в трех городах — Москве, Ярославле и Санкт-Петербурге. МКМ и Praed выступят в Москве только один раз — в КЦ ДОМ, в ГРАУНДе Ходынка выступят только музыканты из МКМ в совместных проектах с российскими музыкантами, Гюнтер Мюллер и Норберт Месланг сыграют с Куртом Лидвартом, а Джейсон Кан с Сергеем Костырко.

Организаторы фестиваля: Pro Helvetia и Mikroton Recordings.

При поддержке: ГРАУНД Ходынка, КЦ ДОМ, арт-пространства ТЕПЛО, Intonema, Spina!Rec., New New World Radio, Syg.ma, ТОПОТ, Мачты.

30.09.2017
Фестиваль швейцарской шумовой и импровизационной музыки SWISS NOISE
ГЮНТЕР МЮЛЛЕР (GÜNTER MÜLLER)
Родился в Мюнхене в 1954 году, потом переехал в Швейцарию в 1966-м. В 1981 году придумал уникальную систему звукоснимания с ударной установки, позволявшей обрабатывать с помощью электроники звуки в реальном времени. С 1998-м он включил в свой сетап минидисковые плееры, а с 2002-го айподы. В последнее время он играет только на айподах с электроникой. Основатель трио Nachtluft, куда входили Андрес Боссар и Жак Видмер, которое занималось звуковыми инсталляциями и звуковой архитектурой, квартета poire_z с eRikm и Voice Crack. Он работал в огромном количестве контекстов: сольно и в спонтанных коллаборациях с другими музыкантами, такими как Таку Сугимото, Джейсон Кан, Ральф Штайнбрюхель, Норберт Месланг, Тошимару Накамура, Томас Корбер, Ле Куан Нинь, Карлос Зингару, Сачико М, eRikm и другими. Основатель лейбла For 4 Ears. С Гюнтера Мюллера началась история физических изданий Mikroton Recordings, на этом лейбле у него вышел сольник «Cym_Bowl», после которого у него вышло еще 3 компакт-диска.
ДЖЕЙСОН КАН (JASON KAHN)
Музыкант, художник и журналист. Он родился в 1960-м году в Нью-Йорке, а вырос в Лос-Анджелесе. C 1990-го постоянно проживает в Европе, в настоящий момент в Цюрихе. В качестве электронного музыканта, вокалиста и барабанщика Джейсон регулярно участвует в импровизационных проектах со множеством музыкантов. Также Кан сочиняет графические партитуры для разных ансамблей. Работы художника выставлялись в музеях, галереях, арт-пространствах и публичных местах по всему миру. В этих произведениях фокус внимания Джейсона лежит в области исследования пространства. Помимо этого, Джейсон Кан работает с пьесами для радио, кино, танца и театра. Также он занимается дизайном дисков, винилов и кассет для различных лейблов. В качестве писателя известен по публикациям в книгах, журналах и буклетах. Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, Египет, Индия, Израиль, Япония, Корея, Россия — это лишь неполный список стран и континентов, где побывал Кан. С 1998-го по 2008-й год управлял лейблом Cut, выпуская как свои работы, так и других музыкантов, а в 2011-м начал публикацию работ под вывеской Editions. Джейсон Кан тоже один из музыкантов из ростера Mikroton Recordings, где у него вышло 4 альбома.
НОРБЕРТ МЕСЛАНГ (NORBERT MÖSLANG)
Многие любители импровизационной и особенно электроакустической импровизационной музыки помнят швейцарский дуэт Voice Crack из Санкт-Галлена. Дуэт распался в 2002 году, отметив свое тридцатилетие. Главное, чем запомнился этот дуэт — странным определением своего инструментария cracked everyday electronics, что на русский переводится как «взломанная бытовая электроника». Мир узнал о Мёсланге и его партнере по дуэту Энди Гулу в 1977 году на Total Music Meeting: в то время этот фестиваль был эпицентром свободной импровизации в Европе. И в том же году они попали в анналы музыкальной истории благодаря своему альбому «Deep Voices», выпущенному, кстати, всем вам знакомым Петером Бретцманном. На нем они еще играли на акустических инструментах, правда уже присутствовали некие «электроакустические штудии». Только длилось подобное инструментальное сосуществование до 1982 года. В том году вышел «Knack On», альбом, на котором они бросили акустику и полностью переключились на «взломанную бытовую электронику». В восьмидесятые помимо Voice Crack Мёсланг еще поигрывал иногда на духовых, например, в King Übü Örchestrü, пока его не выгнали оттуда в 1986 году. Он вспоминает: «Я понял, что игра на саксофоне и бас-кларнете не приносит мне удовольствия и все меньше меня воодушевляет. Электронные звуки стали меня завораживать все больше, и мысль работать с помощью движений и визуальных элементов становилась все привлекательнее и интереснее. Изгнание из King Übü Örchestrü, в котором требовалось играть как можно меньше и тише, также сыграло свою роль в моем уходе от духовых и именно той разновидности импровизационной музыки». В том же году Voice Crack издает свой альбом «Kick That Habit», полностью переосмысливающий существовавшие доселе методологии в электроакустике и электронике, хотя, стоит признать, что-то есть общее с работой «Variations» Джона Кейджа, которые исполнял его коллега Дэвид Тюдор, но только что-то общее. И понеслась. Два турне по США, работа с Borbetomagus, знакомство с Джимом О’Рурком, работа с Нам Джун Пайком — и тут стоит добавить, что они использовали да и используют до сих пор свет для генерации звука, электромагнитные фидбеки, потом последовала бурная работа с Гюнтером Мюллером, начало сольной карьеры звукового художника в 1990-е. Да, девяностые были бурным временем для Мёсланга, приведшим к участию Voice Crack в 49-й Венецианской биеннале со своей масштабной звуковой инсталляцией. Нулевые, ознаменовавшиеся распадом дуэта, не ослабили ритм работы Мёсланга. Он издал много новых сольных и совместных альбомов, в том числе «Stodgy» c eRikm на Mikroton Recordings, продолжал заниматся исследованиями взаимосвязи звука, света и электромагнетизма. Его концерты — это настоящее светомузыкальное шоу, свет запускает работу разных самодельных инструментов, радиоприемник привносит оживляющие искажения, все происходит почти в тотальной темноте и вы погружаетесь в слушание сверкания молний над его столом, порождающих странный дрон, звуковые взрывы и непредсказуемые электронные паттерны из одиночных звуков. Он играл в 2014 году на фестивале «Тени звука-2014″, куда его пригласил Курт Лидварт, выпустив за прошедшие 3 года два альбома с его участием.
КУРТ ЛИДВАРТ (KURT LIEDWART)
Импровизатор, композитор, продюсер. Основатель и куратор лейбла Mikroton Recordings, издающего электронную и шумовую музыку с 2008 года.Лидварт создал свой индивидуальный стиль в искусстве и музыке, уходящий корнями в разные звуковые практики, в том числе электроакустическую и импровизационную музыку, нойз и глитч, а также такие направления в искусстве, как акционизм и флюксус. Он играет на широком спектре инструментов: аналоговые синтезаторы, электроника, электроника, управляемая светом, радио, датчики, электромагнитные инструменты, компьютер, синусоидальные волны, полевые записи и перкуссия, обрабатываемая электроникой в реальном времени. Среди совместных работ с другими музыкантами – проекты с Китом Роу, Ильей Белоруковым, Норбертом Мёслангом, Мигелем А. Гарсией, Бруно Дюпланом, Сергеем Костырко, Олегом Макаровым, Андреем Поповским, Алексеем Борисовым, Джейсоном Каном, Буркхардом Байнсом, Клаусом Филипом и другими.Автор рецензий, критических статей, интервью в журналах Billboard, “Электронная музыка”, “Музыка и время”, “Современная музыка” и Tonschrift.

www.kurtliedwart.com
www.mikroton.net

СЕРГЕЙ КОСТЫРКО
Медиахудожник и музыкант из Санкт-Петербурга, известный в первую очередь участием в ряде коллективов, исполняющих импровизационную музыку («Бензольные мертвецы», «Глина», «Марс-96», Coaxil и других). Один из организаторов фестиваля Fulldozer Fest (Санкт-Петербург, 2013, 2014,) и серии клубных концертов Spina!Party, сооснователь кассетного лейбла Spina!rec. В рамках своего сольного творчества, работая с модулярным синтезатором, Костырко сконцентрирован на исследовании природы электронного звука и влияния на него различных постобработок сигнала. В его музыке можно услышать как протяжные дроновые фактуры, привлекающие насыщенным саундом, так и хаотичные непредсказуемые изменения аналогового синтеза.
АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ
Известный российский звуковой художник, композитор, мультиинструменталист. Участник таких легендарных групп и проектов, как «Центр», «Ночной Проспект», «Волга», F.R. U.I.T. S., ASTMA. Сотрудничает со множеством музыкантов из разных стран (Anton Nikkila, KK NULL, Mia Zabelka, Thomas Buckner, Jandek, Ignaz Schick, VTOL, Andrea Pensado, Alessandro Bosetti, Kurt Liedwart, Сергей Летов, Илья Белоруков, Edgars Rubenis, Jelena Glazova, Anton Mobin, Пахом, Эдита Фил, Юрий Яремчук, ByZero и др.). Регулярно выступает на международных фестивалях экспериментальной, электронной и этнической музыки (Avanto 2000−02, SKIF 2000−06, Phonotaktik 2002, Sonar 2003, ClubTransmediale 2004, Unsound 2004, 2006, Mutek 2005, Kontrakom 2006, Sonic Circuits 2009–2010, Presences Electronique 2011, The Morning Line 2011, Avant Art 2013, MEM 2013, FIMAV 2014 etc). Активно занимается электроакустикой и свободной импровизацией, участвует в артпроектах и театральных постановках. Также сотрудничает с видеохудожниками, режиссерами, поэтами, танцорами, перфомансартистами. Озвучивает немые фильмы (совместно с Сергеем Летовым, Александром Александровым и Ольгой Носовой), среди которых «Фауст» Фридриха Мурнау (1928), «Аэлита» Якова Протазанова (1924), «11й» (1928) и «Энтузиазм» (1930) Дзиги Вертова. Дискография насчитывает более 100 альбомов и сборников на всех существующих носителях.