Курс «Художественные революции 19 века» состоит из 6 лекций и предназначен для тех, кто любит Эрмитаж и Музей имени Пушкина, ходит на выставки художников 19 века и задается вопросом «А как это искусство воспринималось современниками?» Как все это происходило и менялось, как прерафаэлиты или импрессионисты отвергались, а затем принимались зрителями, почему искусство скоро уйдет от привычного видения и сломает прежние клише  — обо всем этом и пойдет речь».

О лекторе:
Елена Александровна Якимович – искусствовед, кандидат наук, член Ассоциации искусствоведов.

Стоимость:

1 лекция: 350 руб. / 200 руб. (льготный)
6 лекций: 1800 руб. / 1000 руб. (льготный)

Обязательная регистрация:

Место проведения:
ул. Новопесчаная, д. 23, к. 7
м. Сокол / м. Полежаевская / МЦК Зорге
+7 499 943 5131

13.02.2018
20.03.2018
Курс лекций «Художественные революции 19 века»

Расписание и программа:

13 февраля
Лекция 1. «Экспресс в будущее. Панорама искусства второй половины 19 века»

Первое занятие курса будет похоже на поездку в быстром экспрессе. Мы увидим основные узловые точки в развитии искусства этого времени – своего рода «остановки». Лекция будет анонсом всего курса и даст понимание причин и предпосылок развития искусства в 19 веке. Перед слушателями на лекции пройдет вереница художественных течений и, самое главное – будут намечены взаимосвязи между искусством первой и второй половины века. Что обещает искусство романтиков? Как оно связано с импрессионистами и символистами? Какие исторические, социальные и даже технические явления породят новое видение второй половины века? Откуда появится реалистическая живопись? Все эти вопросы будут своего рода «ветками» той дороги, по которой можно двигаться в изучении искусства.

20 февраля
Лекция 2. «От романтического к реалистическому искусству»

Слово «реализм» профессионалы и любители искусства применяют к самым разным явлениям, у него будто бы нет четких границ. В лекции будут очерчены границы реалистического и романтического на примере работ крупных мастеров европейской (в особенности французской) живописи 1830-1880-х годов. Наши герои – Коро и Барбизонская школа пейзажа, Курбе и Эдуард Мане. Разговор пойдет об эволюции взгляда художника на реальность, об изменениях в иерархии жанров, о противостоянии Академии и художников-реалистов.

27 февраля
Лекция 3. «Художник как глаз: история импрессионизма»

На лекции пойдет речь о новых художниках, которые перевернули историю искусства. Это Клод Моне и Эдгар Дега, Камиль Писсарро и Огюст Ренуар, а также многие другие живописцы, не только французские. Судьбы импрессионизма как направления, разные национальные школы, а также пуантилизм и поздний импрессионизм – всё это составит развёрнутую картину эволюции живописи. Эта трансформация связана прежде всего с тем, что акцент в искусстве переместился от истории, сюжета к наблюдению за моментом, изолированным фрагментом времени.

6 марта
Лекция 4. «От анализа к синтезу. После импрессионистов»

В четвертой лекции разворачивается сложнейшая картина развития живописи эпохи постимпрессионизма. Это время перехода от аналитической живописи к «синтезу наблюдений», построению новых миров Сезанном и Ван Гогом. Эти два художника станут основными героями лекции; будут показаны их связи с импрессионизмом, но и причины, по которым они пошли дальше. Их картины – не момент, а целый космос, в котором главное место отведено не человеку, а стихиям, пространству, планетарным масштабам. Также в лекции рассказывается о художнике, близком к символистам по мировоззрению – Поле Гогене и его «бегстве из Европы» в поисках нового рая.

13 марта
Лекция 5. «Мечтатели и визионеры: искусство символистов»

Символисты «отодвигают» искусство назад или, наоборот, делают свой вклад в будущий авангард? Это обращение назад, в глубину веков, к старым традициям, или поиск нового? Лекция раскроет эти сложные и неоднозначные вопросы на примере работ Одилона Редона, Гюстава Моро, Арнольда Беклина, Франца фон Штука и Эдварда Мунка. Символизм, рождение которого параллельно развитию импрессионизма, развивается более активно в 1890-е годы. Это способ мышления и особая философия, во многом похожая на другой рубеж веков – 20-го и 21-го.

20 марта
Лекция 6. «Стиль модерн. Мечта о преображении повседневности»

Последняя из лекций этого цикла посвящена большому стилю, включающему в себя не только и не столько живопись и графику, а интерьер, прикладное искусство, архитектуру. Главный вопрос будет связан с синтезом искусств, их соединением в гармоничное и подвижное целое. Мастера модерна вроде Густава Климта или Альфонса Мухи будут показаны в контексте идей этого периода, обещающих большое будущее и Великую Утопию 20 столетия. Почему модерн завоевал практически весь мир, став международным стилем? Как он выродился и превратился в буржуазно-салонное искусство? Как трансформировался в ар деко? Все эти интересные линии будут переплетаться в ходе завершающей лекции.

С 19:30 до 21:00